Сегодня 26.01.2025 - 16:34

В духе патриотизма

16 января под руководством президента страны прошло заседание российского организационного комитета «Победа». И в тот же день президентом страны был подписан указ о проведении в 2025 году Года защитника Отечества. В своём выступлении президент на заседании оргкомитета обозначил важнейшие направления работы, которые должны быть исполнены в этом году.

И красной нитью в его речи звучало о священной роли каждого гражданина страны быть защитником Родины, быть патриотом страны, о воскрешении в памяти россиян боевых и трудовых подвигов советского народа на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу.

И особо было подчёркнуто, что воспитание патриотизма должно начинаться с самых молодых лет, в частности, президентом было сказано: «…воспитание прежде всего молодых поколений в духе патриотизма и в укреплении единства общества имеют колоссальное значение».

                                                                                         Туристическая группа школы № на привале.

И такая воспитательная работа в духе патриотизма со школьниками и молодёжью всегда была на первом месте тридцать лет назад и ранее в учреждениях образования и прежде всего в общеобразовательных школах.
Как ветеран педагогического труда вспоминаю, что тогда было массовое движение школьников и учащейся молодёжи по местам трудовой и боевой славы забайкальцев. Это было тесно связано с развитием детско-юношеского туризма, поисковой работой.

В годы разрушающей страну перестройки эту патриотическую работу «стыдливо» свернули, следуя вброшенным в массы лозунга, что «патриотизм есть последнее прибежище негодяев». Лозунга, как все после осознали, вброшенного именно негодяями из числа «либерально-демократической общественности», а попросту врагов нашей страны.

Теперь же воспитание патриотизма, начиная со школы, выходит вновь на первое место, тем более в период СВО. Эта работа должна проводиться в каждой школе. Я далёк от мысли, что эта работа прекратилась везде, но сейчас она должна стать массовой.

И должна начинаться с малого. Знакомство ребёнка с природой своей малой родины: её лесами, реками и речками, памятниками природы и культуры, с посещения местных краеведческих музеев. Всё это должно привить любовь подрастающему поколению к родному краю.

Не надо забывать и о поисковой работе. Находить и встречаться с ещё здравствующими ветеранами Великой Отечественной войны, их вдовами, сыновьями и внуками. Наверняка, у них сохранились семейные альбомы с фотографиями военных и послевоенных лет. Немалую роль имеют встречи с «детьми войны» и первых послевоенных лет, на чьи плечи легла гигантская работа по послевоенному восстановлению страны и нашего края, их промышленности, сельского хозяйства, культуры образования, здравоохранения. И воссозданию величия нашей державы. Эти люди не должны остаться безвестными.

Раньше ветеранов войны и труда мы приглашали на комсомольские собрания, на сборы пионерских дружин, где закладывались зёрна патриотизма, гордости за своих ветеранов. И сейчас надо приглашать в школы и ветеранов тех героических лет, и участников СВО, своих земляков. Вот неисчерпаемая тема для классных часов «Разговор о важном», где должно формироваться уважения к героическому прошлому нашей Родины. Надо развивать работу по созданию музеев в образовательных учреждениях, где должен размещаться материал о результатах поисковой работы.

Педагоги старшего поколения ещё помнят, что туризм и краеведение были развиты в каждой школе. Туристические слёты были традиционными в каждом районе с участием команд юных туристов всех районных школ. А сейчас можно по пальцам перечесть, в каких районах края эта работа сохранилась. Победители районных соревнований участвовали в областных соревнованиях, которые были массовыми. Надо сказать, что проводятся они и сейчас. Но туристическую работу, туристические слёты в каждом районе надо поднимать.

В том числе походы по местам боевой славы забайкальцев периода гражданской войны, которые в те доперестроечные годы широко практиковались. Это был «красный туризм», и пора возрождать его, он всегда вызывал неподдельный интерес у школьников. К слову сказать, «красный туризм» широко развит в соседнем Китае. Вот есть у нас аграрный туризм, гастротуризм. Но всё это связано не столько с патриотизмом, а с поеданием вкусных, блюд, праздник не ума, а желудка. А «красного туризма» в его широком масштабе нет, опять какая-то застенчивость?

В системе патриотического воспитания школьников должна занять прочное место работа по оказанию помощи воинам, участвующим в СВО, защищающим свободу и существование нашей Родины, их семьям и инвалидам СВО.

Это далеко не весь перечень работы по патриотическому воспитанию, главная задача которой направлена на воспитание у школьников, молодёжи, у каждого гражданина страны чувства сопричастности к судьбе Родины и готовности к её защите.

Владимир СТРОМИЛОВ.