Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это далёкое прошлое, но память о событиях военных лет, о наших земляках, о великом подвиге советского народа хранится в предметах и экспозициях краеведческого музея, передаётся юному поколению.
Среди предметов, пришедших с войны, есть артефакты солдатского быта. Из них мы оформили выставку и подготовили экскурсию «Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны», которая стала частью экспозиции «Единство поколений».
Первыми посетителями выставки стал коллектив детской школы искусств, состоялось путешествие в прошлое солдатского быта. Каким же был солдатский быт?
Об этом в своих воспоминаниях писал наш земляк – ветеран ВОВ, Балагуров Владимир Кузьмич: «Помните – редкий из воевавших не ранен. И почти все они лежали в промерзших окопах, случалось по многу дней не спали, не знали горячей пищи».
От бытовых условий зависело восстановление сил бойцов между сражениями и маршами. Экскурсанты, сравнивая солдатский быт с бытом своих семей, пришли к выводу о том, он был суровым, бытовых предметов у бойцов было не много, но они имели особую ценность для солдат.
Предметы быта для солдата на фронте – это, прежде всего, связь с семьёй, с родными и близкими. От их наличия во многом зависело настроение фронтовиков, боевой дух, а значит и победа.
Самым дорогим для солдата был кисет – мешочек для хранения обычного табака. Дети и взрослые имели возможность не только рассмотреть кисет, но и прикоснуться к самодельной берестяной табакерке с махоркой, к портсигарам, переданных музею Семеновым Алексеем Сергеевичем.
Где же бойцы брали кисеты? Во время войны тёплые вещи и одежда шли на фронт, а как приложение к ним, подарком для солдата, девушки и женщины отправляли вышитый кисет, в который часто вкладывали письма. И обычный кисет, хранивший солдатский табачок, на фронте начинал творить чудеса, превращался в талисман. Он согревал своим теплом солдат между боями, напоминал о доме и по-своему приближал Победу.
Несмотря на военно-полевые условия, красноармейцы не отращивали бороды, поэтому важным предметом солдатского быта были опасные бритвы. Ребята с интересом рассматривали опасную бритву, стаканчик, помазок, старые машинки для стрижки волос, сделали вывод о том, что бритва могла стать и грозным оружием.
В комплект снаряжения по вещевому довольствию красноармейца входили приборы для принятия пищи: котелок, ложка и кружка, фляжка. Набор этих предметов дети смогли не только рассмотреть, но и прикоснуться к ним. Котелки солдаты называли «оружие, которое бьёт без промаха». Ложка была самым необходимым предметом быта, её солдаты подписывали, потому что она могла перекочевать к товарищу. Носили ложки в вещмешке, но чаще засовывали в голенище сапога.
Особый интерес вызвала немецкая трофейная фляжка 1941 года выпуска, которую привёз с войны фронтовик Фомин Агафон Иванович.
Приём пищи для солдат был не просто утолением голода. В эти минуты можно было отдохнуть, поговорить с товарищами, написать письмо домой. Письма солдаты писали химическими карандашами.
Экскурсантам был предложен химический карандаш, зачитано фронтовое письмо Ивана Димова, который до войны проживал по адресу: г. Балей, село Ново-Георгиевск (ныне Тасеево), ул. Школьная, №6, матери Димовой Анастасии Ар.: «Добрый день. Здравствуйте, дорогие родители. Сообщаю о том, что жив, здоров, а также вам желаю. С приветом к вам ваш брат и сын Ваня. 12-1-45 года».
Не менее ценными предметами и частью солдатского быта были одежда и обувь. Рассматривая фотографии бойцов в фуфайках и валенках, в кирзовых сапогах, дети отметили, что сейчас такую одежду и сапоги не носят. Каково же было их удивление, когда они услышали о том, что в годы войны в Балее работала артель «Красный производственник», которая изготавливала фуфайки, валяла валенки и поставляла на фронт.
Повествование о кирзачах и обмотках для ног они восприняли неоднозначно. В кирзовых сапогах наши деды и прадеды приняли удар в 1941-м году, отступали по родной земле, затем шли на запад до Берлина, и на восток – по Маньчжурии.
У сапога были как плюсы, так и минусы. В кирзовых сапогах ноги солдат были сухими. Солдаты преодолевали многокилометровые марши по любой дороге и бездорожью. Голенище прикрывало ногу от повреждений, травм и ожогов. Однако промокший кирзовый сапог разбухал, становился тяжёлым и тесным. В распутицу на него налипала грязь, он становился неподъёмным. Мало того, сапоги выпускались только на мужскую ногу.
Вот что говорила о солдатской обуви радистка Шаронова Таисия Максимовна, дошедшая до Берлина: «… позади Белоруссия, Западная Украина, с их озёрами, которые переходили в валенках, в снеговой воде по колено или в солдатских сапогах, 39 размера на одной ноге и 41 – на другой, когда наши размеры были 34-35».
Редкая участница войны не поминала лихом «огромные кирзовые сапожищи», удивляясь собственной выносливости. По этому поводу поэтесса Юлия Друнина писала: «До сих пор не совсем понимаю, как же я, и худа, и мала, сквозь пожары к победному Маю в кирзачах стопудовых дошла».
Несмотря на все сложности фронтовой жизни, именно наши советские солдаты дошли до Германии и прошли в обыкновенных кирзовых сапогах по брусчатым мостовым Берлина.
Путешествие в прошлое солдатского быта завершилось обращением фронтовика Балагурова В. К. к молодёжи: «Хотелось, чтобы молодое поколение чтили тех, кто отдал свои жизни, отстаивая свободу и независимость нашей Родины, кто ковал победу в тылу. Будьте предупредительны, не оскорбляйте их гордости, относитесь к ним чутко и с уважением. Это очень малая плата за всё, что они сделали в 1941-42-43-44-45 годах».
Наши предки выстояли, выдержали и победили, мы не вправе забывать о том, какой ценой была завоёвана Великая Победа.
Вера ГАГАРКИНА,
экскурсовод музея.