«Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так
многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами.
Это и любовь к родным и близким
людям, и к малой родине, и гордость
за свой народ».
О. А. Соломенникова.
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем, это и сложная задача. Но сложно не означает, что это невозможно. То, каким патриотом станет ученик начальных классов, во многом зависит от классного руководителя. Дети доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.
Что же такое патриотизм? Простыми словами – это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Каким образом привить ребёнку патриотические чувства? Ответ прост: «Через любовь к Родине, которую нужно воспитывать».
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть Родину всё более и более расцветающей – все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в начальной школе.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Существуют различные формы и методы гражданско-патриотического воспитания, целью которых является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, граж-данского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Система этих форм и методов включает в себя следующие направления: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В начальной школе мы проводим комплекс мероприятий:
Концерт проводится в рамках праздничных мероприятий, посвящённых Дню Победы в начале мая, и имеет большой общественный резонанс в средствах массовой информации и родительской общественности.
Чтобы достичь определённых результатов в нравственном воспитании детей, в каждом кабинете имется патриотический уголок. Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, символика края и т. д.
Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринуждённой форме заложить основы гражданско-патриотического воспитания.
С 1 сентября 2022 г. в школах стали проводиться «Разговоры о важном». Одно из направлений внеурочной деятельности касается информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности. Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведённый в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задаёт тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов.
Дети чувствуют себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как им будет донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье.
Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок помогает нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время.
В настоящее время в России актуальным является подъём национального самосознания, патриотических чувств у граждан. События последних лет свидетельствуют о нарастании вызовов и угроз нашей национальной безопасности, поэтому формирование патриотических чувств у подрастающего поколения составляет важную задачу образования. Если ребёнок эмоционально не пережил то, о чём рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста, педагогу важно обеспечить взаимодействие с родителями учащихся, ведь основные качества патриотизма закладываются в семье и очень важно заручиться поддержкой родителей в этом направлении воспитательной деятельности.
Мероприятия с родителями оказывают большое воспитательное значение и создают единство школы и семьи. В сложившейся политической обстановке коллектив школы вместе с детьми и родителями участвуют в благотворительных акциях по сбору гуманитарной помощи участникам СВО.
Все вышеперечисленные мероприятия помогут классным руководителям в воспитании настоящего патриота, конечно, если они будут проводиться систематически, а не время от времени.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Елена АНТОНОВСКАЯ, Татьяна СОСНИНА, МКОУ «НОШ №3».