Сегодня 24.05.2025 - 17:35

Патриотическое воспитание в начальной школе

«Патриотизм высокое и сложное       человеческое чувство, оно так

многогранно по своему содержанию, что не  определимо несколькими словами.

Это и любовь к родным и близким

людям, и к малой родине, и гордость

за свой народ».

О. А. Соломенникова.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем, это и сложная задача. Но сложно не означает, что это невозможно. То, каким патриотом станет ученик начальных классов, во многом зависит от классного руководителя. Дети доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.

Что же такое патриотизм? Простыми словами – это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Каким образом привить ребёнку патриотические чувства? Ответ прост: «Через любовь к Родине, которую нужно воспитывать».

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть Родину всё более и более расцветающей – все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в начальной школе.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Существуют различные формы и методы гражданско-патриотического воспитания, целью которых является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, граж-данского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Система этих форм и методов включает в себя следующие направления: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В начальной школе мы проводим комплекс мероприятий:

  1. Проведение памятных дат (День Победы, День защитников Отечества, блокадный Ленинград» и т. д.).
  2. Участие в акциях («Письмо солдату», «Солдату с любовью» (сбор гуманитарной помощи, медикаментов в зону СВО) и т. д.
  3. Реализация программы внеурочной деятельности «Орлята России».
  4. Открытие мемориальной доски памяти Черкашина Дмитрия Станиславовича (бывшего выпускника нашей школы), создание школьной музейной экспозиции, посвящённой героям СВО.
  5. Проведение спортивно-массовых мероприятий («А ну-ка, мальчики!», смотр песни и строя, легкоатлетические кроссы или соревнования, посвящённые памятным датам).
  6. Проведение еженедельных линеек с выносом флага России и Забайкальского края и исполнением гимна России.
  7. Участие в акции «Вахта памяти» (встречи с ветеранами ВОВ или ветеранами СВО, линейки, посвящённые памятным датам).
  8. Организация и проведение общешкольного традиционного мероприятия с участием родителей и районной общественности – фестиваля патриотической песни «Россия начинается с тебя!»

Концерт проводится в рамках праздничных мероприятий, посвящённых Дню Победы в начале мая, и имеет большой общественный резонанс в средствах массовой информации и родительской общественности.

  1. Изучение родного края (экскурсии в музеи, уход за памятниками).
  2. Организация конкурсов (конкурс стихов, сочинений, рисунков, поделок и т. д. на военную тематику).
  3. Урочная деятельность (при изучении тем по окружающему миру, чтение произведений на военную тематику на уроках литературного чтения, выполнение рисунков на уроках ИЗО и изготовление поделок на уроках технологии на военную тематику, прослушивание произведений и исполнение песен на уроках музыки).

Чтобы достичь определённых результатов в нравственном воспитании детей, в каждом кабинете имется патриотический уголок. Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, символика края и т. д.

Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринуждённой форме заложить основы гражданско-патриотического воспитания.

С 1 сентября 2022 г. в школах стали проводиться «Разговоры о важном». Одно из направлений внеурочной деятельности касается информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности. Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведённый в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задаёт тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов.

Дети чувствуют себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как им будет донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье.

Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности   классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок помогает нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время.

В настоящее время в России актуальным является подъём национального самосознания, патриотических чувств у граждан. События последних лет свидетельствуют о нарастании вызовов и угроз нашей национальной безопасности, поэтому формирование патриотических чувств у подрастающего поколения составляет важную задачу образования. Если ребёнок эмоционально не пережил то, о чём рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста, педагогу важно обеспечить взаимодействие с родителями учащихся, ведь основные качества патриотизма закладываются в семье и очень важно заручиться поддержкой родителей в этом направлении воспитательной деятельности.

Мероприятия с родителями оказывают большое воспитательное значение и создают единство школы и семьи. В сложившейся политической обстановке коллектив школы вместе с детьми и родителями участвуют в благотворительных акциях по сбору гуманитарной помощи участникам СВО.

Все вышеперечисленные мероприятия помогут классным руководителям в воспитании настоящего патриота, конечно, если они будут проводиться систематически, а не время от времени.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Елена АНТОНОВСКАЯ, Татьяна СОСНИНА, МКОУ «НОШ №3».