Линотипист, наборщик ручного набора, печатник… Ещё не так давно без людей этих профессий не мог выйти ни один номер районной газеты. Сегодня они стали достоянием истории – высокая печать канула в Лету.
Долгие годы (с сентября 1973 года по май 2005) под одной крышей по ул. Профсоюзная, 5 работало два коллектива: первый этаж – типография, второй – редакция газеты «Балейский рабочий». И хотя производственные задачи этих двух организаций были различными: у корреспондентов – подготовить очередной номер газеты, а у полиграфистов – своевременно и качественно его отпечатать, этот творческо-технологический процесс крепко и тесно связал интересы и задачи друг друга. Все работали на конечную цель: вовремя выпустить очередной номер газеты.
Среди опытнейших работников Балейской типографии была Лукьянова Мария Сергеевна. Её трудовой стаж в отрасли составляет 34 года, и весь он непрерывно связан с типографией. Именно о неё, не понаслышке знающей, как в линотипе плавится свинец, превращаемый умелыми руками мастера в оттиск для будущей печатной строки, сегодня и пойдёт речь.
В 1970 году прошлого столетия Мария Кривошеева (девичья фамилия), уроженка Красного Чикоя, окончила Новосибирское полиграфическое училище, получив диплом оператора линотипа (наборщик на наборных строкоотливных машинах) и по распределению приехала в Балей, поступив на работу в Балейскую типографию, где годом раньше проходила производственную практику. В то время типография располагалась в маленьком деревянном здании по ул. Райисполкомовская – ныне им. Л. Терешковой, позже в этом здании был горгаз.
Тогда типографию возглавлял Фёдор Яковлевич Эрленбах, а главным редактором работал В. Т. Бондаренко. Встретили в коллективе молодую девушку доброжелательно, сомнений уже не оставалось, где работать после защиты диплома. И сразу Мария Сергеевна вспомнила случай, как она в первый раз прилетела в Балей. Тогда ещё было воздушное сообщение между Читой и Балеем.
— Самолёт приземлился в аэропорту, все пошли вниз, автобус ещё не подошёл. Я не знала, куда идти. Из аэропорта по стационарному телефону позвонила в редакцию, сообщила о своём прибытии. И Василий Тимофеевич отправил за мной милицейскую машину. Попросил у начальника милиции, отдел находился по соседству с типографией. Вот так и добралась до места работы. Когда ждала приезда машины, оглядевшись вокруг, увидела одни карьеры, отвалы, подумала: «О, Боже, куда я попала… Одни рытвины» (смеётся).
Определили работать в линотипный цех. Линотип – громоздкая строкоотливная машина. Работа хоть и сидячая, но вредная, ведь строки отливались из металла – сплава свинца, сурьмы и олова. Металлическую чушку подвешивали над котлом, по мере набора она плавилась. В общем, труд нелёгкий, к тому же требовались внимательность, усидчивость, знание русского языка. Однако Мария Сергеевна была всем довольна. Было интересно. В типографию то и дело приходили из редакции то редактор, то ответственный секретарь, приносивший оригиналы текста, который нужно было набрать и перелить в строчки, нажимая на клавиши, а из магазина, находящегося вверху линотипа, вызывали нужную букву или знак. Строчка выходила в отлив и отправлялась на гранку.
Благодаря специальному устройству буквы, цифры и знаки отливались в строки заданного размера, из которых комплектовались (верстались) будущие страницы (полосы). С линотипного набора делались контрольные оттиски, которые поступали к корректору для проверки набора.
Результат работы строкоотливных машин (линотипов) – это цельные металлические строки, представляющие собой пластины, на верхнем торце которых имелись рельефные изображения букв и знаков, входящих в эту строку.
— Также в наши обязанности входила подготовка машины к работе: тщательная проверка её механизмов, смена магазинов с матрицами, смазка трущихся частей, – продолжает Мария Сергеевна. – Газета в то время выходила три раза. Приходилось частенько задерживаться допоздна, ведь иногда линотип выходил из строя, злободневные материалы писались «с колёс». Все мы понимали, что выполняем великую миссию – делаем районную газету, которая была рупором.
Передо мной лежит поздравительный адрес в связи с 50-летием от коллективов районной типографии и редакции газеты «Балейский рабочий», бережно хранящийся в семейном архиве Марии Сергеевны, в котором говорится: «29 лет назад Балейская районная типография пополнилась молодыми кадрами полиграфистов. Специалистами, которых в области не больше нескольких сот. Узкая специальность, но настолько необходимая городу и району, как врач, учитель или бухгалтер.
В числе молодых специалистов полиграфии в 1970 году после окончания Новосибирского полиграфического училища в Балейской типографии начала свою трудовую деятельность из Красного Чикоя Маша Лукьянова. Трудно было, очень трудно, особенно на выпуске газеты. Линотипист не может уйти домой, пока газета не подписана в печать, а подписывали газету иногда даже в полночь.
Добросовестность, ответственность за выполнение порученной работы – вот те основные качества, которые помогли Марии Сергеевне стать мастером своего дела. Сегодня Мария Сергеевна – уважаемый в коллективе человек, специалист высочайшего класса, мудрый наставник и помощник. Уважают её коллеги и друзья как бескорыстного общественного деятеля, и как доброго советчика, и как абсолютно честного человека.
Коллектив Балейской районной типографии гордится тем, что в его среде работают такие люди, как Мария Сергеевна Лукьянова.
Уважаемая Мария Сергеевна! Поздравляем Вас с юбилеем, желаем Вам крепкого здоровья, счастья, исполнения всех Ваших желаний и вечной весны в душе, в жизни! Успехов Вам в работе, семейного счастья и благополучия!»
За добросовестный труд в типографии Мария Сергеевна ни раз отмечалась благодарностями, ценными подарками, имеет звание ветерана труда федерального значения. Но главное то, что рядом с ней трудились замечательные люди, мастера своего дела. Это Лескова Евдокия Николаевна, директор типографии, Шукстрова Фаина Хамитовна, бухгалтер, Пестрикова Галина Григорьевна, Сафронова Зоя Дмитриевна – переплётчицы, Татарникова Фаина Егоровна, Мищенко Наталья Александровна, Бочкарёва Тамара Семёновна, Пешков Виталий – печатники, Сморызанова Нина Александровна, Фомина Клавдия Леонтьевна. Миролюбова Зинаида Лукинична – наборщицы, Портнягина Нина Александровна, Чупрова Галина Николаевна – линотипистки, Морозова Светлана Петровна, Коктышева Валентина Владимировна и другие.
Спасибо Вам, Мария Сергеевна, за труд на благо районки! С профессиональным Вас праздником!
Сейчас здание типографии закрыто. Наше издание верстается и печатается в самой редакции газеты «Балейская новь». Но мы помним ветеранов полиграфического производства и поздравляем с профессиональным праздником – Днём российской печати, всех, кто был когда-то причастен к её выпуску.
Лариса ТРЕГУБОВА,
главный редактор газеты «Балейская новь»