На центральной улице Балея есть уникальное здание, своеобразный архитектурный памятник города и культурный цех, которому недавно исполнилось 90 лет.
Давайте заглянем, уважаемые читатели, в далёкое прошлое этого цеха.
«Славный 1935 год! Живут в Балее люди, чья юность и молодость пришлись на то время, наполненное радостным трудом, светлыми надеждами.
В короткий срок мы взялись преобразовать золотой Балей, в котором живёт уже 25 тысяч человек. В июле-августе 1935 года к нам прибыли московские артисты театра имени Вахтангова. Артистам пришлось выступать в здании старого, полуразрушенного саманного клуба. Нами было решено выстроить театр на 1200 мест за 80 дней, чтобы 18-ую годовщину Октябрьской революции встретить в новом театре.
Старый клуб, 1930 г.
Трудились на общественных началах, коллективно, в нерабочее время, в выходные дни. Работали семьями, деловито и организованно, увлечённо и самоотверженно. С песнями! Это был героический труд!», – из воспоминаний А. И. Мильчакова.
И действительно, новый очаг культуры, клуб со зрительным залом на 1000 мест, был построен в срок по проекту и под руководством инженера-строителя Савченко.
7 ноября 1935 года состоялось торжественное открытие клуба. «Одним из первых директоров клуба был Худоногов Павел Григорьевич – замечательный организатор художественной самодеятельности. Благодаря его энергии в самодеятельности участвовали рабочие, ИТР, учителя и медицинские работники, домохозяйки, взрослые и дети. А какие задорные танцы исполнялись на сцене!», – вспоминал И. С. Витковский.

Козлов А. М., 1936 г. (слево).
Многие годы отдел культуры был неотъемлемой частью комбината «Балейзолото», а по большому счёту – его культурным цехом. Пермяков Геннадий Николаевич, 1930 г. р., уроженец Балея, с большой теплотой и уважением вспоминал работу клуба: «Осень 1942 года, тяжёлое было время. В рабочем клубе создавался хор, в который приглашали всех желающих. Руководил хором Лейман – замечательный скрипач. Появились певцы и танцоры.
Памятным было начало 1943 года – приезд в город танцевально-хореографического ансамбля из Грузии. В течение 10 дней ансамбль давал концерты, зал был переполнен. Гастролировал в Балее и театральный коллектив лилипутов, принимал клуб читинских певцов и музыкантов».
После войны, в 1947 году, при балейском клубе открылась двухгодичная музыкальная школа.
Культурная жизнь в рабочем клубе приняла массовый характер. В 50-60-е годы директором ДК «Горняк» стал Алексей Михайлович Козлов.
Бессменным руководителем танцевального коллектива работал Владимир Павлович Переберин. Это был грамотный специалист, требовательный педагог-хореограф, талантливый человек с богатой фантазией. Он нёс людям хореографическую культуру.
Музыкальным руководителем и аккомпаниатором долгие годы работал Эмилий Петрович Пучков.
Более полувека в ДК «Горняк» существовал оркестр духовых инструментов. До 1954 года работал драматический кружок, руководила которым Изольда Лаврентьевна Плеханова.
Сидоркин Виктор Васильевич, талантливый художник-оформитель, проводил оформительские работы и к театральным постановкам, и в самом клубе.
Духовой оркестр, 50-е годы.
В 1956 году к основному зданию была сделана пристройка со спортивным залом, расширение клуба закончилось в 1959 году.
В 1966 году при ДК «Горняк» открылась балетная школа. Работали детские формирования: кукольный театр, клуб «Юный техник», драматический и танцевальный кружки, фотокружок, кружок кройки и шитья, ИЗО-студия и т. д.
Бурной жизнью жил Дом культуры в 70-х годах. Эстафету из рук Козлова А. М. принял Терешков Владимир Федорович. Будучи директором «Горняка» руководил вокальной группой и вокально-инструментальным ансамблем. Наши артисты часто ездили с концертами по району и области, не раз становились лауреатами областных и республиканских смотров. На областном смотре бальных танцев защищали честь родного города Татьяна Красноярская и Анатолий Демидюк. Они приняли участие в зональном смотре в Красноярске, и во Всероссийском смотре-конкурсе бальных танцев в Москве.
Старшее поколение балейцев с их высокой гражданственностью и патриотизмом плодотворно работали на благо нашего города и будущих поколений. Высокая ответственность помогала совершать им трудовые и ратные подвиги, а золотой запас нравственности, сила духа выступали образцом культуры того времени, которая проявлялась в материальных и духовных ценностях.
Мчатся годы, движется история, одно поколение сменяется другим. 7 ноября исполнилось 90 лет со дня открытия клуба, основного культурного цеха Балея.
Начиная с 80-х годов его возглавляли: Мартынова С. С., Щетинина Т. С., Кольцова Ф. Р., Кукуруза Ю. В., О. И. Шатиришвили.
Сегодня во главе коллектива «Горняка» – Букатич Елена Сергеевна, молодой, но опытный и перспективный руководитель.
Сводный хор, 1967 г.
Сменяются эпохи, происходят административные переделы, меняются творческие коллективы, названия культурного цеха. Всё закономерно.
Не всегда это происходит гладко, но по-прежнему творческий коллектив, работающий в филиале ДК «Горняк» муниципального учреждения культуры «Балейский культурно-досуговый центр», продолжает традиции, заложенные старшим поколением.
Этот цех остаётся основным очагом культуры, вносит разнообразие в бытие людей, приобщает и вовлекает их в культурно-массовую деятельность, способствует формированию духовного облика нашего города, нравственных установок и ценностей населения.
Вера ГАГАРКИНА.